Центрическая структура групп получала выражение и в визуальной характеристике сельского ландшафта. Село традиционно размещалось на самой приметной позиции — на возвышенности, господствующей над территорией, или в излучине реки; место его в пространстве выявлялось вертикальной «вехой» — зданием церкви с колокольней. Визуальная «перекличка» подчеркнутых таким образом главных населенных мест раскрывала структуру сельского расселения.
Историко-картографические материалы свидетельствуют об устойчивости позиций, занятых селами, и об относительной нестабильности деревень, часто возникавших и запустевавших вновь. Это объяснялось устойчивостью складывавшихся в группе функциональных связей, для которых село служило главным узлом, и тем, что для сел умели находить наилучшее положение, отвечавшее довольно сложному комплексу требований. Обычная для старых документов мотивировка выбора места для села гласит:
«Место угоже, высоко и красно» (т. е. удобно, расположено на высоте и красиво), устойчивость положения села в ландшафте имела определенное Значение для массовой психологии. В наше время, когда групповые системы населенных мест создаются на несопоставимо более высоком уровне социального и экономического развития, все же необходимо обратить внимание на то, с каким умением народные зодчие размещали центральные поселения групп.
При определении современной сети сельских населенных . мест и выявлении центров внутрихозяйственных систем расселения опыт народных зодчих может быть опорой и для конкретных решений. Селения, застраивавшиеся самими крестьянами без предварительно составленного чертежа, подчинялись тому или иному намеренно избранному приему пространственной организации, который последовательно проводился в жизнь. Такие приемы не фиксировались на бумаге, но сохранялись в коллективной памяти крестьян.
Историко-картографические материалы свидетельствуют об устойчивости позиций, занятых селами, и об относительной нестабильности деревень, часто возникавших и запустевавших вновь. Это объяснялось устойчивостью складывавшихся в группе функциональных связей, для которых село служило главным узлом, и тем, что для сел умели находить наилучшее положение, отвечавшее довольно сложному комплексу требований. Обычная для старых документов мотивировка выбора места для села гласит:
«Место угоже, высоко и красно» (т. е. удобно, расположено на высоте и красиво), устойчивость положения села в ландшафте имела определенное Значение для массовой психологии. В наше время, когда групповые системы населенных мест создаются на несопоставимо более высоком уровне социального и экономического развития, все же необходимо обратить внимание на то, с каким умением народные зодчие размещали центральные поселения групп.
При определении современной сети сельских населенных . мест и выявлении центров внутрихозяйственных систем расселения опыт народных зодчих может быть опорой и для конкретных решений. Селения, застраивавшиеся самими крестьянами без предварительно составленного чертежа, подчинялись тому или иному намеренно избранному приему пространственной организации, который последовательно проводился в жизнь. Такие приемы не фиксировались на бумаге, но сохранялись в коллективной памяти крестьян.