На конференции в Эмори Уильямс из Йельского университета, специалист по развитию интеллекта у детей, указывала, что динамика роста может объясняться всего лишь тем, что современный ребенок гораздо лучше знаком с типами вопросов, которые встречаются в тестах. В доказательство она показала собранную ею коллекцию коробок из-под хлопьев и упаковок “фаст фуда”. На этих коробках и упаковках изображены головоломки и загадки, удивительно напоминающие те, что предлагают тесты.
“В 30-е годы, когда ребенку предлагали тест, он зачастую впервые сталкивался с подобной головоломкой, - говорит Уильямс. Судя по всему, теперь определяют не уровень врожденного и неизменного интеллекта, а всего лишь тип обучения и степень знакомства с вопросами, в этих тестах содержащимися”.
Однако повышение IQ может означать и кое-что гораздо более существенное, считает Уильямс. Исследования показали, что чем снисходительнее и терпимее родители, тем легче ребенок овладевает языком. “Языковые способности проявляются полнее и быстрее у тех детей, к которым родители прислушиваются, вместо того чтобы все время давать им указания.
А язык тесно связан и со способностью к познанию в целом. Система тестов и культура, которая буквально начинена всяческими головоломками и ребусами, хоть и повышает IQ, но при этом никоим образом не развивает интеллект в собственном смысле слова. Между тем семейное воспитание действительно может способствовать повышению уровня интеллекта и тем самым улучшению показателя IQ”.
Из всех объяснений “эффекта Флинна” самого Флинна больше всего заинтересовала теория, согласно которой каждое поколение в период взросления оказывается в мире, разительно отличающемся от мира их родителей. “Во всех странах, где наблюдался “эффект Флинна”, произошла технологическая революция”, - указывает психолог из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе Патрисия Гринфилд. В некоторых странах за этот же период существенно расширилась система обязательного образования.
“В 30-е годы, когда ребенку предлагали тест, он зачастую впервые сталкивался с подобной головоломкой, - говорит Уильямс. Судя по всему, теперь определяют не уровень врожденного и неизменного интеллекта, а всего лишь тип обучения и степень знакомства с вопросами, в этих тестах содержащимися”.
Однако повышение IQ может означать и кое-что гораздо более существенное, считает Уильямс. Исследования показали, что чем снисходительнее и терпимее родители, тем легче ребенок овладевает языком. “Языковые способности проявляются полнее и быстрее у тех детей, к которым родители прислушиваются, вместо того чтобы все время давать им указания.
А язык тесно связан и со способностью к познанию в целом. Система тестов и культура, которая буквально начинена всяческими головоломками и ребусами, хоть и повышает IQ, но при этом никоим образом не развивает интеллект в собственном смысле слова. Между тем семейное воспитание действительно может способствовать повышению уровня интеллекта и тем самым улучшению показателя IQ”.
Из всех объяснений “эффекта Флинна” самого Флинна больше всего заинтересовала теория, согласно которой каждое поколение в период взросления оказывается в мире, разительно отличающемся от мира их родителей. “Во всех странах, где наблюдался “эффект Флинна”, произошла технологическая революция”, - указывает психолог из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе Патрисия Гринфилд. В некоторых странах за этот же период существенно расширилась система обязательного образования.